МАКАРИЕВ ЖЕЛТОВОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLII, С. 334-337
опубликовано: 12 ноября 2020г.

МАКАРИЕВ ЖЕЛТОВОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2013 г.Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2013 г. (Лысковской и Лукояновской епархии Нижегородской митрополии), находится в пос. Макарьево Лысковского р-на Нижегородской обл. Первоначально мужской. Главным источником сведений о ранней истории М. Ж. м. является Житие его основателя, прп. Макария Желтоводского и Унженского (1349-1444), а также «Сказание об обновлении» мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и поновлении по многих летех паки на том же месте о устроении ея»).

1434-1868 гг.

М. Ж. м. основан ок. 1434 г. прп. Макарием, поселившимся на левом берегу Волги, в устье р. Керженц, у оз. Жёлтые Воды (Святого). Когда собралась братия, были построены деревянные кельи и ц. во имя Св. Троицы. За духовной помощью к прп. Макарию приходили жители окрестных деревень, иноверцы, чуваши и мордва, к-рых он крестил. Слава о подвижнике быстро распространялась. Согласно Житию, он и «самодержцем знаем бе». В 30-х гг. XV в. вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный ездил в Орду по дорогам, пролегавшим мимо обители. Изгнанный из Москвы братом кн. Юрием Дмитриевичем, он некоторое время жил в Н. Новгороде, тогда, вероятно, и мог познакомиться с преподобным.

Летом 1439 г. мон-рь сожгли войска хана Улу-Мухаммеда, мн. насельники и окрестные жители были убиты, несколько человек вместе с прп. Макарием взяты в плен, но вскоре отпущены «воеводой агарянским», который запретил им селиться на старом месте. Прп. Макарий, вернувшись на место разоренной обители, похоронил погибшую братию и над общей могилой поставил крест (позже захоронения мучеников оказались у алтаря монастырского Троицкого собора; паломники XVIII-XX вв. откалывали кусочки от камней, поставленных над их могилами, считая, что они избавляют от зубной и др. боли). Прп. Макарий вместе со спасенными пленниками отправился на р. Унжу, севернее Юрьева-Повольского (ныне Юрьевец) и основал там пустынь - Макариев Унженский во имя Святой Троицы монастырь, в котором и прожил до кончины.

Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра А. Г. Ухтомского по рис. Воробьёва. 1816 г. (ЦАК МДА)Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра А. Г. Ухтомского по рис. Воробьёва. 1816 г. (ЦАК МДА)К нач. XVII в. место, где находился М. Ж. м., оказалось в запустении и поросло лесом. Согласно «Сказанию об обновлении» монастыря, в 1620 г. уроженцу «муромских мест» мон. Авраамию (Алексию; † 1640) было видение, после к-рого он пришел в Лысково на оз. Жёлтые Воды, разыскал старое монастырское место и поставил там келью. Когда собралась братия, мон. Авраамий ушел в Унженский монастырь, где молился у гроба прп. Макария, чтобы святой помог ему возобновить древнюю обитель. Во время молитвы Авраамий получил «извещение от первонаписанной иконы» прп. Макария, что святой будет ему помогать в восстановлении мон-ря. По инициативе мон. Авраамия был создан список унженской иконы, к-рый он принес на Жёлтые Воды и поместил в деревянной часовне.

В 1620 г. в Москве строитель Авраамий получил «повеление» царя Михаила Феодоровича Романова и благословение патриарха Московского и всея Руси Филарета на возобновление обители. Большую помощь строителю оказали жители Лыскова, к-рые «от своего усердия насекоша древес доволно к созданию церковному... Великия древеса на рамех своих преносиша». Впосл. «от многих стран прихождаху монаси и мирстии и моляше настоятеля, да повелит им своими руками во обители у чюдотворца Макария от своего усердия потруждатися» (ГИМ. Увар. № 1197. 398. 105. Л. 77-77 об., 78 об.). В 1624 г. в М. Ж. м. были построены деревянные храм во имя Св. Троицы с приделами во имя прп. макария Желтоводского и прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя, в 1626 г.- трапезная с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на подклетях, ограда, кельи, в которых к февр. 1638 г. проживало ок. 200 насельников. В 1640 г. строитель Авраамий был погребен слева от входа в св. врата обители; впосл. над его гробницей поставлена 8-колонная ротонда с круглым куполом.

Еще в 1626 г. строитель Авраамий «взял в оброк» «из наддачи» рыбные ловли и сенные покосы по р. Керженец до Макарьева Холуя и по рекам М. и Б. Маза. В 1625 г. братия получила «из наддачи» на оброк Великовское и Отрепьевское угодья, а в 1628 г. владела одним из них безоброчно. В 1649 г. по духовной грамоте Б. М. Лыкова мон-рю отошли все его земли на Керженце. Согласно межевой книге Д. Плещеева, в 1670 г. обитель владела землями по всему течению реки и притокам (Соколова. Роль. 1989. С. 160-161).

Надвратная церковь арх. Михаила. 1661 (?) г. Фотография. 2010 г.Надвратная церковь арх. Михаила. 1661 (?) г. Фотография. 2010 г.Особое благоволение мон-рям прп. Макария оказывали представители рода Романовых. В Смутное время перед иконой Желтоводского святого инокиня Марфа молилась об избавлении митр. Филарета (Романова) из польск. плена (в XVII в. прп. Макарий почитался как покровитель пребывавших в плену). 1 июня 1628 г. патриарх Филарет (Романов) дал М. Ж. м. жалованную несудимую грамоту, предоставлявшую широкие льготы: царь повелел «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать со строителя «корма и пошлины» и «не судить ни в чем» братию (ААЭ. Т. 3. № 175; ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 10-12). Мон-рь был освобожден от уплаты большинства налогов в патриаршую казну; устанавливалась подсудность насельников и монастырских крестьян непосредственно патриарху. Грамотой от 30 июня 1629 г. царь и патриарх предоставили обители «на оброк» «бортныя угодья» с черным лесом и сенными покосами (АЮ. № 165). 20 авг. 1639 г. царь Михаил Феодорович выдал проездную грамоту, «чтоб давали... игумену Пафнутию, да келарю старцу Иосифу, от Москвы до Ярославля по подводе человеку верхи, да проводник на подводе с телегою», а от Ярославля до мон-ря «давали бы им готовое судно кормщика и гребцов, счетчи против подвод; вниз реки против подводы по одному человеку, а вверх реки против подводы по два человека гребцов везде, не издержав ни часу» (Там же. № 364). В 1646 г. боярин Никита Иванович Романов и кнг. Анастасия Никитична Романова (Лыкова) пожертвовали обители вотчину - с. Керженец с деревнями.

В 20-40-х гг. XVII в. вокруг М. Ж. м. сформировалась «партия сторонников новолюбческой программы Романовых» (Понырко. 1990. С. 64, 65). С обителью оказались связаны те, кто впосл. в Москве вошли в кружок т. н. ревнителей благочестия, к-рый, по замечанию исследовательницы, «можно назвать как «макариевским», так и «романовским»» (Там же. С. 68). В 1-й пол. 20-х гг. XVII в. послушником М. Ж. м. был буд. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов). В обители проживали протопоп Аввакум Петров и рязанский и Муромский митр. Иларион (Ɨ 1673). В 1649-1656 гг. Иларион возглавлял М. Ж. м. в сане архимандрита. Впосл., находясь в заточении, протопоп Аввакум писал митр. Илариону, своему бывшему единомышленнику: «Недостоин суть век твой весь Макариевскаго монастыря единыя нощи. Помнишь, как на комарех тех стояно на молитве?!» В обители принял постриг буд. Сибирский и Тобольский архиеп. Симеон, защищавший Аввакума, пребывавшего в ссылке в Сибири. В нач. 20-х гг. XVII в. на подворье в Лыскове у «учительного священника» Анании проживал свящ. Иоанн неронов. У свящ. Анании был младший сын Иван (впосл. митр. Суздальский и Юрьевский свт. Иларион), его жена, родившаяся в лыскове, была сестрой Коломенского еп. Павла; т. о., он также был связан с Лысковом и, возможно, с монастырем. В синодик М. Ж. м. вписан род протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева (Там же. С. 58, 66). Почти всех «ревнителей благочестия» объединяло стремление к обновлению и улучшению церковной и гражданской жизни в России, источником к-рого явился патриотический подъем, начавшийся в В. Поволжье в 1608-1609 гг. (см. подробнее: Кравец. 2009).

В 1639 г. игум. Пафнутий (1640-1642) по благословению патриарха Московского и всея Руси Иоасафа I освидетельствовал чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского. 11 февр. 1666 г. в М. Ж. м. была учреждена архимандрития, 2 нояб. 1669 г. грамотой царя Алексея Михайловича, а также патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II архимандритам дозволялось служить на ковре с рипидами. В 1666 г. обитель посетил патриарх Антиохийский Макарий III, назвав ее «вторым Иерусалимом». В 1694 г. в М. Ж. м. скончался проживавший на покое 1-й Нижегородский и Алатырский митр. Филарет (в схиме Феодосий), в 1797 г.- проживавший на покое по болезни с 1785 г. Казанский и Свияжский архиеп. Антоний (Герасимов-Зыбелин). Монастырь возглавляли: в 1647-1649 гг.- игум. Корнилий (впосл. митрополит Казанский и Свияжский; † 1656); в 1672-1675 гг.- архим. Павел (Моравский; впосл. митрополит Рязанский и Муромский); в 1818-1821 гг.- архим. св. Гавриил (Городков; впосл. архиепископ Рязанский и Зарайский); в 1844-1852 гг.- архим. Варлаам (Денисов; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский).

В окт. 1670 г. М. Ж. м. был осажден отрядами С. Т. Разина. Архим. Пахомий с частью братии укрылся в лесах, мон-рь был захвачен и разграблен. 12 апр. 1671 г. на Соборе разбирался вопрос о насельниках, с оружием в руках участвовавших в отражении нападения разинцев. Грамотой патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II от 12 апр. 1671 г. монастырским клирикам разрешалось совершать богослужения, а братия допускалась к причастию (ААЭ. Т. 4. С. 234-235). 31 мая 1722 г. в мон-ре побывал имп. Петр I Алексеевич, 23 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна, к-рая после молебна в Троицком соборе преподнесла в дар настоятелю резное изображение двуглавого орла (как знак покровительства Дома Романовых).

Ежегодно 25 июля, в день памяти прп. Макария, у стен М. Ж. м. проводилась ярмарка, к кон. XVII в. ставшая крупнейшей в стране. Так, в 1685 г. весь привезенный товар оценивался в значительную сумму - не менее 120 тыс. р., что составляло 1/10 всего гос. бюджета страны. На ярмарку приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели. Ежегодно у стен обители строился обширный гостиный двор с каменными и деревянными лавками, составлявшими целые улицы, и гостиницами. В 1641 г. грамотой царя Михаила Феодоровича мон-рю предоставлялось право собирать с торговцев за день торговли (25 июля) таможенную пошлину и владеть перевозом через Волгу. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно 5 дней, а 26 июня 1667 г. отменил право обители на сбор таможенных пошлин в течение одного торгового дня «на вино церковное, на ладан, на воск и на церковное строение», который был установлен в период правления царя Феодора Михайловича, и заменил эти доходы гос. жалованьем - годовой ругой (ААЭ. Т. 4. № 157). 10 нояб. 1682 г. указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей властям М. Ж. м. было предоставлено право на полный сбор в их казну таможенных ярмарочных пошлин. Тем же указом архим. Павлу (Моравскому) с братией предоставлялось право «чинить расправу... во всяких торговых делах». В 1685 г. все доходы М. Ж. м. от ярмарки составили 10 673 р.- колоссальную по тем временам сумму. Это были пошлины с продажи соли, рыбы, меда, а также т. н. конские пошлины, доходы от аренды 672 лавок, 448 шалашей, 7 торговых мест, 80 хлебных и квасных печей, с 2 изб и т. д. Царской грамотой от 22 июня 1687 г. подтверждалось право мон-ря собирать таможенные пошлины «с торговых людей, приезжающих на Макарьевскую ярмарку, без выдачи им выписи» (ДАИ. Т. 12. № 42). 25 июня 1698 г. царь Петр I выдал грамоту «о сборе на Макарьевской ярмарке таможенных пошлин в пользу» М. Ж. м., «о не осматривании по городам товаров и свободном пропуске торговых людей и об изъятии их на время означенной ярмарки из-под ведомства воевод с предоставлением над ними расправы монастырским властям» (АИ. Т. 5. С. 503-507. № 277).

В 1700 г. указом царя Петра I ярмарка поступила в ведение Казанского дворца и приказа Большой казны, а с 1718 г.- Коммерц-коллегии; М. Ж. м. был лишен «сбора пошлин за отчислением их в казну». Одновременно мон-рю разрешалось сдавать свои помещения внаем под склады товаров, содержать перевоз через Волгу и «извозы по дорогам» (Снежницкий. 1888. С. 304-305).

В 1719 г. мон-рь получал из ярмарочных сборов на жалованье и содержание братии и священнослужителей 1185 р.; обитель имела 14 мельниц на реках Волга, Сура, Керженец, Б. и М. Маза, содержала скот (163 лошади, 123 коровы, 27 овец) (ОДДС. Т. 1. № 580). В 1700 г. монастырь владел в Нижегородском и Алатырском уездах 328 крестьянскими дворами, к 1719 г.- 2149 крестьянами, к 1744 г.- 3171 крестьянином. Некоторое время к монастырю была приписана Алатырская Вознесенская пуст.

В 1764 г. М. Ж. м. был отнесен ко 2-му классу со штатом из 17 насельников, которым из казны ежегодно отпускалось 1647 р. В 1779 г., при образовании Нижегородского наместничества, Подмонастырскую слободу при мон-ре преобразовали в г. Макарьев (Макарьев-на-Волге), центр Макарьевского у. В авг. 1816 г. Макарьевская ярмарка была уничтожена пожаром, в 1817 г. перенесена в Н. Новгород. Архим. Израиль в письме инженер-ген. А. А. Бетанкуру жаловался на то, что обитель оказалась в «самом беднейшем состоянии» (Филатов Н. Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2003. С. 302).

Макариевская часовня на Макарьевской ярмарке в Н. Новгороде. 1866 г. Фотография. Нач. ХХ в.Макариевская часовня на Макарьевской ярмарке в Н. Новгороде. 1866 г. Фотография. Нач. ХХ в.Существенный доход мон-рю приносили пожертвования от служб в приписной нижегородской ярмарочной 5-главой Макариевской (т. н. флачной) часовне (архит. Д. Н. Гущин), выстроенной на средства, собранные купечеством. Освящение часовни 19 авг. 1866 г. совершил викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Макарий (Миролюбов) в присутствии цесаревича Александра Александровича (впосл. имп. Александр III) и вел. кн. Владимира Александровича. По сторонам часовни находились высокие флагштоки, на которых 15 июля в знак открытия ярмарки поднимали флаги, а 25 авг. спускали, что означало офиц. закрытие ярмарки. К открытию ярмарки из М. Ж. м. в часовню приносили чтимый образ прп. Макария (1620), перед к-рым служили молебен.

1868-1917 гг.

Ко 2-й пол. XIX в. М. Ж. м. владел пустошами Медиоланская, Богородская и Боговая Гора в Макарьевском у. (всего 47 дес. 1792 саж.), мельницей на р. Мазе, подворьем на Лубянской ул. (ныне Б. Лубянка, 16) в Москве и часовней в Н. Новгороде. Но постепенно в связи с переводом ярмарки в Н. Новгород материальное состояние мон-ря скудело. Волжские воды, приблизившиеся к стенам обители, разрушали наружную линию монастырских укреплений. В 1868 г. по инициативе архиеп. Нижегородского Нектария (Надеждина) указом Синода М. Ж. м. был упразднен, здания переведены в распоряжение Епархиального попечительства о бедных духовного звания. Монастырское имущество передавалось в кафедральный нижегородский Преображенский собор, а также в бедные церкви губернии. В кельях продолжали проживать 27 монашествующих и служителей, которые получали из казны жалованье (770 р.- для монахов, 640 р.- для служителей).

В 1881 г. московские и макарьевские купцы Я. Лабазин, Ф. Ермаков, М. Щербаков, М. Попов, В. Аксёнов, П. Боткин, А. Лузин и Л. Фадеев ходатайствовали перед обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевымо восстановлении древнего мон-ря как жен. общины, передавая в обеспечение сестрам 30 тыс. р. и 50 дес. земли. Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г. и указом Синода от 5 июля 1882 г. в стенах М. Ж. м. учредили жен. общину. 8 июля 1882 г. торжественное открытие общины возглавил еп. Нижегородский Макарий (Миролюбов). В желтоводские кельи были переведены 15 сестер богадельни, существовавшей при кладбищенской Сретенской ц. с. Лыскова. 15 марта 1883 г. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания передало общине пустошь Боговая Гора. 23 апр. 1883 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, причем купец Ермаков пожертвовал на содержание насельниц 10 тыс. р. Высочайшим повелением от 22 янв. 1887 г. за М. Ж. м. закреплялись 3 земельных участка (4 дес. 500 саж.): песчаный остров (500 саж.), располагавшийся напротив обители, с правом устроения на нем пристаней; 2 дес. на др. острове; 2 дес. земли (т. н. Солдатский Огород) рядом с дер. Чёрная Маза. 18 дек. 1886 г. по ходатайству Макарьевской городской думы попечителям восстановления обители московским купцам А. Н. Дьячкову и Ермакову было пожаловано звание почетных граждан Макарьева (Снежницкий. 1888. С. 303-309). В нач. XX в. М. Ж. м. владел 84 дес. земли.

В 1888 г. в М. Ж. м. проживали игум. Августа и 113 насельниц, в 1904 г.- игум. Феофания, ок. 30 монахинь и 160 послушниц, служили священники Георгий Листов и Григорий Бланков, диак. Н. Бобков. При обители имелся епархиальный приют на 25 сирот, устроенный на средства Нижегородского еп. Макария.

Д. Б. Кочетов

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль мон-ря сложился в 3-й четв. XVII в., когда вместо деревянных были построены каменные храмы, и сохранился к нач. XXI в. без значительных утрат. История его развития прослеживается по иконам прп. Макария Желтоводского и Унженского в молении Св. Троице на фоне мон-ря. Образы этой иконографии часто писали в самой обители, поэтому нек-рые из них отличаются большой точностью в передаче ее архитектурных особенностей. Первая из икон прп. Макария с изображением мон-ря была написана изографом С. Ф. Ушаковым, как свидетельствует подпись, в 1661 г. по заказу митр. Рязанского и Муромского Илариона, бывш. настоятеля обители. На иконе М. Ж. м. показан в процессе строительства: на территории видны каменные собор с 2 приделами, надвратная и трапезная церкви с колокольней, возведена юго-вост. башня с угловым фрагментом стены, остальные стены деревянные. На иконе нач. XVIII в. (ГИМ) территория мон-ря сильно расширена (башня, показанная на иконе Ушакова, уже не является угловой, а включена в массив юж. стены), обнесена каменной оградой и плотно застроена келейными корпусами (деревянными и каменными), близ сев.-зап. ворот устроена одноглавая церковь (не сохр.), с юга, со стороны воды, возведена дополнительная каменная стена.

Троицкий собор. 1652–1664 гг. Фотография. 2013 г.Троицкий собор. 1652–1664 гг. Фотография. 2013 г.Собор Св. Троицы (1652-1664) выстроен, возможно, мастерами царской артели. Троицкий храм наряду с несохранившимся Преображенским собором Нижегородского кремля (1652) связан со столичным заказом и возведен по образцу Успенского собора Московского Кремля: это 6-столпный 3-апсидный храм со смещенным к востоку пятиглавием. Строители собора творчески переосмыслили московский образец, удлинив пропорции четверика и барабанов церкви, а также сделав ее интерьер более освещенным (2 ряда регулярно расположенных широких окон в стенах храма дополнены большими оконными проемами в барабанах). Лаконичный, но изящный декор фасадов состоит из наличников, обрамляющих оконные проемы верхнего ряда, и лопаток, завершенных капителями под закомарами. Стилистические аналоги декора прослеживаются в московских церквах или храмах, возведенных по царскому заказу. На рубеже XVII и XVIII вв. стены храма были расписаны костромской артелью иконописцев. В XVIII в. собор неск. раз перестраивался. В начале века его крышу покрыли железом, при этом он утратил ярус закомар, взамен оригинального позакомарного покрытия была устроена 4-скатная кровля. В кон. XVIII в. к собору с запада была пристроена паперть.

Каменная церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезной палатой заменила одноименную деревянную в 1651 г. Она выстроена на высоком подклете, к-рый использовался для хранения товаров Макарьевской ярмарки. Узкие барабаны поставлены на кокошники, их венчает строгое компактное пятиглавие. Несмотря на позднейшие перестройки, храм сохранил часть первоначального декора. Одновременно с Успенской ц. была возведена монастырская колокольня. Над 3 нижними ярусами одинаковой высоты расположены ярус звона и шатер со слухами.

Церковь Успения Пресв. Богородицы с трапезной палатой и колокольней. 1651 г. Фотография. 2013 г.Церковь Успения Пресв. Богородицы с трапезной палатой и колокольней. 1651 г. Фотография. 2013 г.Центральный вход в М. Ж. м. устроен с юж. стороны, над св. вратами возведена церковь во имя арх. Михаила. Согласно уставной надписи на каменной доске на сев. стене ее притвора, храм с прилегающим к нему келейным корпусом был построен в 1670 г. Однако изображение церкви присутствует уже на иконе 1661 г., где она показана одноглавой, с 2 рядами кокошников, оформляющих переход от четверика к барабану. На иконе из ГИМ, как и на гравюре 1816 г. А. Г. Ухтомского по рис. М. Н. Воробьёва (Рус. мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 187), кокошники оказались закрыты кровлей, а по углам устроены 4 небольшие главы. Согласно монастырским летописям, высокая каменная ограда длиной 525 саж. с перекатом и 2 рядами бойниц была построена в 1662-1667 гг. В одной из ее башен иждивением П. И. Прокудина была устроена церковь прп. Григория Пельшемского (1786). К 2016 г. от ограды сохранилось 6 башен - 3 круглые угловые и 3 квадратные проездные.

На месте разобранного придела у сев. стены Троицкого собора в 1809 г. по проекту архит. И. Матвеева была возведена церковь прп. Макария Желтоводского. Храм крестообразный в плане, сев. и зап. рукава креста оформлены колонными портиками. На центральный четверик поставлен барабан, окруженный ионическими полуколоннами и завершенный полуциркульным куполом. Портик юж. стены церкви был продолжен протяженной колоннадой тосканского ордера, к-рая соединила новую церковь с Троицким собором. Архитектура храма демонстрирует лучшие черты зодчества эпохи классицизма; возможно, к его созданию имел отношение архит. А. Д. Захаров, проектировавший в тот же период нек-рые здания для Макарьевской ярмарки.

Церковь прп. Макария Желтоводского. 1809 г. Архит. И. Матвеев. Фотография. 2013 г.Церковь прп. Макария Желтоводского. 1809 г. Архит. И. Матвеев. Фотография. 2013 г.Среди др. строений мон-ря к сер. XIX в. были возведены 4-этажный настоятельский корпус с домовой ц. прп. Антония Великого, 3-этажный корпус братских келий и еще один келейный корпус, расположенный вдоль южной стены и соединявший Архангельскую ц. с ц. прп. Григория Пельшемского. По свидетельству П. И. Пискарёва, в мон-ре находилось множество ветхих строений, к-рые не использовались (Пискарёв. 1846. С. 40).

Интерьер Троицкого собораИнтерьер Троицкого собораПосле возобновления обители в 1882 г. были отремонтированы жилые корпуса, приведены в порядок и переосвящены церкви, укреплен речной берег. Однако проблема восстановления Троицкого собора, который с 1859 г. стоял без кровли, долгое время не была решена. К нач. XX в. собор был признан выдающимся памятником рус. архитектуры, требующим не просто ремонта, но реставрации в рамках научных возможностей того времени. Проект восстановления храма был разработан в 1907 г. А. К. Ивановым и Д. В. Милеевым и осуществлен в 1910-1911 гг. под надзором архит. А. Н. Полтанова. Архитекторами было принято решение не возобновлять собор в первоначальных формах XVII в., а восстановить облик на нач. XIX в. (с 4-скатной кровлей и папертью). Подпружные арки, паруса и часть сводов храма были сложены заново и укреплены стальными балками, купол был завершен главой на металлическом каркасе, изготовленном на Сормовском заводе. В 1912-1913 гг. поврежденные фрески были отреставрированы иконописной мастерской братьев М. Н. и Н. Н. Сафоновых, живопись в районе сводов частично была написана заново.

А. А. Климкова

Библиотека, реликвии, погребения

В 1677-1678 гг. настоятель М. Ж. м. архим. Тихон Макариевский (Ɨ после 1706) составил обширный исторический труд - т. н. Латухинскую Степенную книгу, известную в 2 редакциях: Краткой и Пространной. Обилие источников (Воскресенская и Типографская летописи, «Книга глаголемая Новый летописец», Летописный свод (1652), Синопсис (1678) и др.), к-рые использовал архим. Тихон, свидетельствует об обширном книжном собрании мон-ря (см. подробнее: Латухинская Степенная книга: 1676 г. / Подгот.: Н. Покровский, А. Сиренов. М., 2012; СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 31-42).

В описи монастырской б-ки 1640 г., сохранившейся в составе «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия, перечислены 69 книг монастырского собрания. В Никольской ц. монастырской слободы хранились 7 книг, в т. ч. напечатанные в Киеве 2 Евангелия (напрестольное и толковое), Служебник, Апостол, Псалтирь, а также «Потребник письменный, Послушание письменное». Напрестольное Евангелие (М., 1682) было обложено чеканными вызолоченными досками «с финифтевыми изображениями Спасителя и евангелистов. Венцы образов осыпаны алмазами и яхонтами; вокруг образа Спасителя вынизано крупным жемчугом» (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 376).

В монастырском Троицком соборе хранились печатные 4 Толковых Евангелия, 3 Апостола, 2 Октоиха «на осьмь гласов», 2 Псалтири, 2 Часовника, Минея общая, 3 Потребника, 11 месячных Миней, кн. «Беседы апостольские» и проч. Среди рукописных книг упомянуты напрестольное Евангелие, 3 Минеи, Часословец, Полууставие, 2 Пролога, труды святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, прп. Ефрема Сирина, 2 «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника («в полдесть» и «в четверть»), 3 Жития прп. Макария Желтоводского (2 «в десть; один по обрезу золочено, другой по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» и «в полдесть, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные»), 2 Жития Иоасафа царевича, синодики, 2 сборника (И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 45-46). Сохранились синодик М. Ж. м., скопированный А. А. Титовым в 1887 г. (РНБ. Тит. 2978. Л. 84), синодик сер. XVII в. (НИАМЗ. Кр 212 (ГОМ 14042)) и синодик 1716 г. (НИАМЗ. Кр 104 (ГОМ 13748)).

К нач. XVIII в. монастырская б-ка помещалась в специальной книгохранительнице, за к-рой надзирал старец Иларион. Опись 1702 г., входящая в состав Переписной книги мон-ря 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 7. Ч. 1. № 56. Л. 30 об.- 61 об.), фиксирует ок. 480 книг, в т. ч 128 рукописных. Среди последних - список Большой Толковой Псалтири, «в десть, по красному обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» (1-я пол. XVII в.; Кат. 1999. № Р 1010), «Книга Деонисия Ареопагита, письменная, в полдесть, по красному обрезу, в черной коже, застешки и петли медные», вложенная в обитель ее пострижеником митр. Рязанским Иларионом (ГИМ ОР; Соколова. Роль. 1989. С. 163). Книги не только поступали в М. Ж. м. в качестве вкладов, но и покупались. Известно о значительном вкладе «деньгами и книгами, всего 450 рублев» митр. Нижегородского и Алатырского Филарета (Ɨ 1694), о вкладе 1664-1665 гг. архиеп. Сибирского Симеона. Согласно записи на печатной январской служебной Минее, эта книга была передана в обитель в 1626-1627 гг. кн. Д. М. Пожарским (Кат. книг кириллической печати XV-XVII вв. Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1980. С. 77).

О покупках братией книг известно уже по «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия 1640 г.: «А куплено тех книг, опричь прикладных, на тридцать рублев с полтиною» (И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 46). Позднее подобные записи неоднократно встречаются в приходно-расходных книгах обители (см. подробнее: Соколова. Роль. 1989. С. 162-163).

В 1847 г. по предписанию Нижегородского и Арзамасского еп. Иакова (Вечеркова) архим. Варлаам передал монастырский архив (829 документов XVII-XVIII вв.) в Древлехранилище при Нижегородской ДС.

В Троицком соборе хранилась главная святыня М. Ж. м.- чтимая икона прп. Макария. В мон-ре считалось, что именно этот образ в 1620 г. принес строитель Авраамий (Снежницкий. 1901. С. 38). Перед иконой, украшенной сребропозлащенной ризой, висела лампада, вложенная в обитель, согласно надписи, в 1805 г. черкасскими казаками войска Донского. По распоряжению Нижегородских архиереев в дни проведения ярмарки икону прп. Макария приносили в ярмарочную часовню, носили по г. Макарьеву, в лавках перед ней служили краткие молебны. В том же храме почитались иконы Божией Матери «Одигитрия», свт. Николая Чудотворца, а также «старинный местный» образ Вседержителя в «среброкованной позлащенной ризе изящной работы» (2 пуда 32 фунта); у «подножия» образа Вседержителя изображены преподобные Макарий Желтоводский и Григорий Пельшемский (Титов. 1887. С. 622-623; Снежницкий. 1888. С. 308).

До 1868 г. в Макариевском храме хранилась икона прп. Макария, присланная в 1661 г. архиеп. Рязанским и Муромским Иларионом. Образ украшала серебряная риза с золотым венцом, жемчугом и драгоценными камнями. Др. чтимыми святынями Макариевской ц. являлись Толгская икона Божией Матери, украшенная жемчугом, изумрудами, яхонтами, стразами, а также Нерукотворный образ Спасителя в серебряной ризе (дар 1808 г. ярославских купцов).

В Успенской ц. находился воздух (XVII в.), шитый по золотому глазету золотом, серебром и шелками,- вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых. В ризнице, устроенной при храме, хранились серебряные потиры, ковчеги, рипиды и др. предметы XVII в., серебряные вызолоченные кресты с частицами мощей, пожалованные архиеп. Тобольским Симеоном в 1658 г. и еп. Иларионом в 1673 г., крест (вклад 1665 г. старца Феодосия Девятовского), крест с мощами (вклад 1672 г. старца Игнатия), митра, шитая по черному бархату (вклад 1667 г. Б. М. Хитрово), серебряный вызолоченный архиерейский жезл с надписью на греч. и рус. языках о его принадлежности митр. Нижегородскому и Алатырскому Павлу († 1696), проживавшему в обители под надзором.

Бо́льшая часть святынь и реликвий в 1868 г. была изъята из упраздненного монастыря для пополнения средств епархиального попечительства, но чтимая икона прп. Макария оставлена (местонахождение после 1927 неизв.). Др. икона прп. Макария Желтоводского (1661; Ушаков), происходившая из М. Ж. м., впосл. хранилась в Нижегородском гос. историко-архитектурном музее-заповеднике, в 2005 г. передана в восстановленный мон-рь.

Ротонда над могилой иноков, убиенных в 1439 г. Фотография. Нач. ХХ в.Ротонда над могилой иноков, убиенных в 1439 г. Фотография. Нач. ХХ в.При Троицком соборе под папертью погребены архиепископы Нижегородские Антоний (Герасимов-Зыбелин; † 1797) и Моисей (Близнецов-Платонов; 1825), напротив зап. стены - митр. Иконийский Афанасий († 1670). За алтарем Троицкого храма почиталось захоронение убиенных в 1439 г. иноков. Над могильным камнем стоял кирпичный портик с колоннами. У Макариевской ц. были погребены архим. Иоанн († 1813) и иркутский купец Н. Д. Мичурин († 1816).

1917-2016 гг.

Архиерейское богослужение в день памяти прп. Макария Желтоводского. Фотография. 2015 г.Архиерейское богослужение в день памяти прп. Макария Желтоводского. Фотография. 2015 г. После 1917 г. все монастырское имущество было национализировано, комплекс М. Ж. м. поставлен на учет Нижегородским подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями Народного комиссариата просвещения). Последняя настоятельница игум. Феофания (Чуркина) смогла зарегистрировать насельниц в качестве трудовой артели. С 1920 г. в монастыре служил и духовно окормлял сестер (ок. 200) сщмч. Александр (Щукин; † 1937), впосл. викарий Нижегородской епархии. При обители еп. Александр сумел организовать преподавание Закона Божия детям 10-13 лет. В 1927 г. мон-рь окончательно закрыли. Большинство сестер переселились в Лысково, где проживал еп. Александр, к-рый продолжал им помогать. Игум. Феофания и неск. насельниц поселились при Никольском храме соседнего с. Просек.

В 1924 г. была закрыта Макариевская часовня на ярмарке. В 1928 г. решением Лысковского уездного исполкома на территории М. Ж. м. был размещен детский дом им. 25 октября на 176 чел. В кон. 1929 г. детский дом перевели из мон-ря, в связи с чем краевой музей просил Нижегородский отдел народного образования передать монастырский комплекс в ведение музея и Госфонда. С 1929 г. помещения М. Ж. м. стали арендовать различные районные орг-ции: напр., в 1930 г. Лысковскому леспромхозу были переданы Троицкий собор, Макариевская, Успенская и Михаило-Архангельская церкви. С сент. 1931 г. эти здания арендовал Лысковский лесрабкооп. С 1936 г. обязанность коменданта монастырского комплекса исполнял зав. Лысковским музеем Б. П. Амбаров. Он отвечал за сохранность памятника, имел право заключать с организациями договор на аренду построек и следить за его выполнением. В том же году некоторые монастырские постройки были переданы в аренду местному лесозаводу им. С. Разина.

В 1941-1943 гг. в мон-ре размещался эвакогоспиталь № 28/31, а с 9 сент. 1943 по 23 нояб. 1988 г.- Лысковский зооветеринарный техникум. В Успенской ц. был устроен спортивный зал, в 3 каменных корпусах, 2 деревянных домах и 3 башнях размещались учебный корпус, кабинеты, клуб, б-ка, общежитие. В Троицком соборе находилось зернохранилище. Во время пожара сер. 40-х гг. XX в. были уничтожены 2-й этаж и крыша юж. келий, в к-рых находилось студенческое общежитие, крыша надвратной Михаило-Архангельской ц., один из куполов Успенской ц.

Осенью 1990 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) обратился в обл. Совет народных депутатов с просьбой о передаче РПЦ всего комплекса монастыря. 29 дек. того же года постройки М. Ж. м. были переданы Нижегородской епархии. 25 марта 1991 г. решением Синода мон-рь возрожден как женский. В нем проживает ок. 20 сестер во главе с игум. Михаилой (Орловой). При обители открыт детский приют. Подворьями М. Ж. м. являются Преображенский собор в г. Лысково, храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Макарьево Лысковского р-на.

Среди святынь в обители хранятся глава прп. Макария, иконы с частицами мощей преподобных Макария, Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского, Феодора Санаксарского, святителей Николая Чудотворца, Феофана Затворника, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона и др.

Арх.: РНБ. Ф. 775. Тит. № 2978; Синодик Макариева-Желтоводского мон-ря сер. XVII в. // НИАМЗ. Кр 212 (ГОМ 14042); Синодик литийный Макарьева-Желтоводского мон-ря 1716 г. // НИАМЗ. Кр 104 (ГОМ 13748); ГАНО. Ф. 998 (Макарьев Желтоводский мон-рь); «Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнаго отца нашего Макария, игумена желтоводскаго и унжескаго чудотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и поновлении по многих летех, паки на том же месте о устроении» // ГИМ. Увар. № 1197.398.105. Л. 69 об.; РГБ. Пискар. № 119. Л. 140; Межевая книга вотчины Макарьевского Желтоводского мон-ря с. Керженец с селами и деревнями Закудемского стана Нижегородского у. межевщика Дмитрия Плещеева // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 299. Л. 1-58.
Ист.: И. М. Духовная изустная память строителя Макарьево-Желтоводского мон-ря Авраамия (1640 года 5 апреля) // ВОИДР. 1850. Кн. 8. Смесь. С. 43-50; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унжеского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Акты Макарьевского Желтоводского мон-ря // Нижегородские ГВ. Ч. неофиц. 1861. № 38-41; Стафилевский И.Краткое сказание о жизни и чудесах преподобного Макария. СПб., 1891; Ерофеев Д. Р. «Сказание об обретении мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского» // Опыты по источниковедению. СПб., 1997. Вып. 1: Сб. в честь В. К. Зиборова. С. 14-19; Кат. рукописных книг из собр. Нижегородской гос. обл. универсальной науч. б-ки (НГОУНБ) / Сост.: И. В. Нестеров. Н. Новг., 1999. Ч. 1: XV-XVII вв.; Житие Макария Желтоводского и Унженского / Подгот. текста, пер. и коммент. И. М. Грицевской // БЛДР. 2005. Т. 13. С. 262-303, 782-784.
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 107-116; Пискарёв П. И. Описание Троицкого Макарьева-Желтоводского второкл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1846; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; он же. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 340-342, 352, 353, 357, 358, 376, 378-379, 383-384; Мельников А. Макарьевский Желтоводский мон-рь на Волге: Ист. очерк // Нива. 1888. № 36. С. 893-895; Зверинский. Т. 1. С. 175-176; Денисов. С. 560-561; Макариево-Желтоводский мон-рь. Н. Новг., 1882; Титов А. А. Троицкий Макарьевский Желтоводский мон-рь // ИВ. 1887. Т. 28. Июнь. С. 612-629; он же. Троицкий Макарьевский Желтоводский мон-рь. М., 1910; Снежницкий А., диак. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1888. Н. Новг., 1888. С. 303-309; он же. Макарьевская часовня в Нижегородской ярмарке. Н. Новг., 1901; Татаринов Е. Макарьевский Желтоводский мон-рь // Зодчий. СПб., 1902. № 29. С. 327-328; № 52. С. 604; Драницын Н. Н. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 г. Н. Новг., 1904. С. 146; Иванов А. К проекту реставрации Троицкого собора в Макарьевском мон-ре // ИИАК. 1908. Вып. 28. С. 156-161; Кабанов А. К. Две версии осады Макарьевского Желтоводского мон-ря разинцами в окт. 1670 г. // Действия Нижегородской ГУАК. Н. Новг., 1914. Т. 17. Вып. 3. С. 1-6; Агафонов С. Л. Горький, Балахна, Макарьев. М., 1987; он же. Макарьев на Волге // Памятники Отечества: Альм. всерос. об-ва охраны памятников истории и культуры. М., 1988. Вып. 2(18). С. 136-146; Понырко Н. В. Житие Макария Желтоводского // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 291-293; она же. Обновление Макариева Желтоводского мон-ря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 58-69; Соколова Н. В. Роль Макарьевского Желтоводского мон-ря в хозяйственном и культурном развитии Нижегородского края в ХVII - 1-й четв. ХVIII в. // В памяти Отечества: Мат-лы науч. чт. Горький, 1989. С. 159-167; она же. Феодальные повинности крестьян Макарьевского Желтоводского мон-ря в посл. четв. XVII в. // Соц.-экон. положение трудящихся Ср. Поволжья: Дооктябрьский период. Саранск, 1989. С. 21-28; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления. Кострома, 1999; Тарасенко Л. П. Житие Макария Желтоводского и Унженского: Нек-рые аспекты истории текста // Филевские чт.: Тез. конф. М., 1999. Вып. 6. С. 77-79; Вдовиченко М. В. Шестистолпные храмы XVII в.: АКД. М., 2001; Памятники архитектуры в дорев. России: Очерки истории архит. реставрации. М., 2002. С. 430-432; Букова О. В. Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский жен. мон-рь // Русские монастыри: Поволжье. М., 2003. С. 448-469; Кравец Е. В. О почитании св. прп. Макария Желтоводского в связи с движением обновления в России в 1-й пол. XVII в. // Нижегородская старина. Н. Новг., 2009. № 21/22. С. 77-85; Давыдов А. И., Давыдова А. А. История реставрации Свято-Троицкого собора Макарьевского Желтоводского мон-ря кон. XIX - нач. ХХ в. // Обитель на Желтых водах: Макарьевский Желтоводский мон-рь. Н. Новг., 2010. С. 284-313; Сиренов А. В. О б-ке Макарьевского Желтоводского мон-ря в XVII в. // ВЛУ. 2013. № 1. Т. 4. С. 7-14.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также